За две недели слушатели – студенты, аспиранты, молодые преподаватели ВлГУ – прошли 8 обучающих мероприятий: программу дополнительного профессионального образования, семинары с разбором реальных случаев, круглые столы. Они узнали основы информационной безопасности и защиты персональных данных, освоили методы защиты от киберугроз.
Школа цифровой грамотности организована Координационным центром при поддержке администрации Владимирской области. Обучающую программу провели Институт повышения квалификации и переподготовки кадров и кафедра информатики и защиты информации ИИТР ВлГУ.
На заключительном круглом столе по информационной безопасности, который был организован на площадке Юридического института ВлГУ, участники обсудили анонимность в цифровой среде, доверие и репутацию в цифровых социотехнических системах, в частности при совершении онлайн-покупок.
Экспертами выступили зав.кафедрой информатики и защиты информации ВлГУ профессор Михаил Монахов и доцент кафедры ИЗИ Юрий Монахов.
Подробно рассмотрели достоверность информации, что такое дезинформация, интерпретация и целостность. Какие существуют методики оценки доверия к источнику информации, степени и критерии достоверности.
Затронули вопрос распространения фейковой информации, как проверить достоверность полученных данных. Совет эксперта – слушать мнение специалиста по нужному вопросу. Проверять информацию может быть не только полезно, но и вредно, если она находится вне вашей компетенции.
Об обнаруженном правонарушении / преступлении (например, фишинговый сайт, деструктивный контент, схема телефонных мошенников) необходимо сообщить в правоохранительные органы.
Между анонимностью и репутацией в интернете важно соблюдать баланс. Если человек хочет пользоваться преимуществами цифрового мира (общаться, сотрудничать, что-то продать или купить), так или иначе ему придется вводить свои данные. Главное, делать это с осторожностью, обязательно проверяя интернет-ресурс, соблюдая простые правила.
Приобретенные знания слушатели школы будут применять на практике, в том числе помогая своим родным и близким, одногруппникам. Выпускники школы цифровой грамотности смогут составить основу регионального сообщества киберволонтеров.
Это добровольцы, чья деятельность направлена на качественное улучшение функционирования онлайн-ресурсов и безопасное пребывание пользователей в интернете.
«В школе мы узнали много интересной и важной информации, разбирали кейсы и решали тесты. На практике рассмотрели, что такое сложные пароли, двухфакторная аутентификация, какие личные данные можно выставлять в интернете, а какие нет. Подробно узнали, как защититься от мошенников. Я собираюсь принимать участие в киберволонтерском движении. Считаю важным помогать людям, если они уже столкнулись со злоумышленниками, и стараться предотвратить такие случаи в будущем», – отметил Владислав Гришин, слушатель Школы цифровой грамотности, студент Института экономики и менеджмента ВлГУ.
У киберволонтеров широкий спектр работы: от профилактики розни до защиты информационного пространства. В числе задач – противодействие идеологии терроризма и экстремизма, онлайн-мошенничеству, информационным угрозам (кибербуллинг, суицидальный контент и т.д.).
Важным направлением в деятельности киберволонтеров является создание и распространение позитивного контента – полезной информации, нацеленной на донесение интернет-пользователям общественно значимых ценностей и установок и представленная в разных форматах.
Ребята будут участвовать в реализации информационно-просветительских проектов. Часть слушателей школы уже занимается социальным проектированием в рамках Стратегической проектной сессии «Этноконфессиональный, культурный и политический диалог во Владимирской области» Координационного центра.
Медиаматериалы по теме:
– Цели и задачи киберволонтерского движения