Мошенничество – хищение или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
В повседневной жизни используется множество разнообразных высокотехнологичных устройств – пластиковых карт, мобильных телефонов и компьютеров. Постоянно появляются новые модели, программы и сервисы. Все это делает нашу жизнь удобнее, но требует определённых навыков и знаний. Одновременно с развитием таких устройств появляются виды мошенничества, позволяющие обмануть доверчивых граждан. Мошенники всегда идут в ногу со временем, постоянно изобретая новые способы обмана.
Все самые распространенные виды мошенничества объединяются одним общим знаменателем – они осуществляются с учетом психологии потенциальных жертв аферистов. Аферы продумываются до мельчайших деталей и способны обмануть бдительность даже самых осторожных и внимательных людей.
Для того чтобы не поддаться на уловки злоумышленников, достаточно знать, как они действуют, и соблюдать правила безопасности.
Телефонное мошенничество. Вам поступает звонок с незнакомого номера и сообщают:
1. «Мошенники оформляют на вас кредит, срочно переведите нам деньги».
Сначала мошенники собирают данные о жертве: ФИО, номер телефона и название банка, где он обслуживается. Эту информацию злоумышленники, скорее всего, получат в результате утечек персональных данных. Возможно, они также разузнают, что у жертвы есть предварительно одобренный кредит, и выяснят, на какую сумму.
Предодобренный кредит можно оформить удаленно – но для этого мошенникам надо взломать онлайн-банк. Звонок идёт якобы из кол-центра, слышен характерный шум. Они убеждают жертву скачать «защитное» приложение, которое на самом деле откроет мошенникам удаленный доступ к личному кабинету на сайте банка.
Далее жертва сообщает им коды для подтверждения операций с кредитом, а затем – переводит все деньги на мошеннический «безопасный счет».
Как защититься?
Не спешите выполнять инструкции лжесотрудника банка.
Положите трубку и перезвоните в банк сами, набрав номер, который указан на его официальном сайте или на обороте карты.
Человек представляется родственником, говорит, что попал в ДТП, и передаёт трубку сотруднику полиции. Тот утверждает, что уже не раз помогал в таких ситуациях и просит перевести денег. Как правило «родственник» говорит тихим неразборчивым голосом, ссылаясь на головную боль и травмы, якобы полученные в ДТП. При этом «сотрудник полиции» говорит уверенно и с нажимом. Жертва теряется и переводит деньги. На самом деле это мошенники (чаще всего звонят заключённые из мест лишения свободы).
Как защититься?
Положите трубку и перезвоните родственнику.
Сообщите о попытке мошенничества в полицию.
УМВД России по г. Владимиру предупреждает: в мошеннических схемах злоумышленники могут представляться «сотрудниками» правоохранительных органов. Прежде чем передать какие-либо личные данные и тем более отдавать свои сбережения чужим людям, остановитесь, успокойтесь и подумайте! И просто положите трубку. Сомневаетесь? Позвоните в свой банк или участковому.
Лжесотрудники правоохранительных органов могут позвонить и на ваш сотовый, и на ваш рабочий телефон.
3. «У вас накопилось много бонусов. Давайте конвертируем их в рубли и переведём на вашу карту…».
Мошенники звонят, представляются сотрудниками банка и сообщают, что на вашем счету накопилась солидная сумма бонусов. Их предлагают конвертировать в рубли и вывести на карту. Далее просят назвать реквизиты карты, затем код подтверждения из уведомления от банка – якобы для перевода кэшбэка. На самом деле эта информация нужна обманщикам, для того чтобы списать деньги с карты.
Банки не компенсируют убыток, если вы самостоятельно переведете мошенникам деньги или сообщите конфиденциальные данные.
Как защититься?
Никогда и никому не сообщайте полные реквизиты карты, пароли от мобильного и онлайн-банка, коды из уведомлений об операциях. Сотрудники банков никогда не запрашивают информацию об остатках средств на счетах, личные данные, номера карт.
Не доверяйте звонкам и сообщениям от незнакомцев, даже если они представляются сотрудниками банка или госорганов.
Одна из последних тенденций – месть мошенников не попавшимся на их уловки. Злоумышленники используют в своих аферах в качестве подменных телефонные номера людей, которых не удалось обмануть и которые разыгрывают преступников или ругаются с ними. В результате позже этим людям начинают звонить жертвы злоумышленников с требованиями вернуть деньги.
Мошенничество в мессенджерах и по смс.
Сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счёт.
1. «У меня проблемы, кинь денег на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам.
Как правило такие сообщения подписаны словами:«мама», «брат», «муж», и т.д.
Как защититься?
Не звонить по этому номеру.
Позвонить родственнику и убедиться, что у него всё в порядке.
Не переводить деньги.
Объяснить пожилым людям, детям и подросткам, что на сообщения с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
2. «Вашего товара нет в наличии. Можем прислать с другого склада – вот ссылка для оплаты».
Схема строится на хорошей репутации маркетплейса. Вы доверяете сайту сервиса, попадаетесь на скидку и соглашаетесь на общение с продавцом за пределами интернет-магазина, так как считаете, что площадка уже его проверила.
«Продавец» ведет себя мило, вежливо, убедительно. И вот вы переходите по предложенной продавцом-мошенником ссылке (сторонний сервис, сайт-подделка), оплачиваете товар... И не получаете его, теряя деньги.
Важно: маркетплейс отслеживает чистоту сделок только на своей платформе. Вычислить недобросовестного поставщика за ее пределами, удается далеко не сразу.
Как защититься?
Никогда не переводите общение с продавцом с платформы маркетплейса в сторонние мессенджеры, почту или смс.
Не переходите по ссылкам от незнакомцев и не проводите оплату на сторонних сайтах.
3. «Случайно перевёл деньги на ваш счёт. Верните».
Вам приходит сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и вам сообщают, что на ваш счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. После чего такая же сумма списывается с вашего счёта.
На самом деле происходит следующее: чтобы во второй раз списать сумму с вашего счёта, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер.
То есть первый раз вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.
Как защититься:
Если вас просят вернуть якобы ошибочно переведённую сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян» скорее всего свидетельствует о том, что с вами общается мошенник.
Сотрудники полиции предупреждает: необходимо помнить о том, что персональные данные, такие, как пароль, логин, номер банковского счета, кодовое слово, CVV2-код на банковской карте нельзя передавать в третьи руки.
Любая попытка получить данные сведения должна настораживать, и может являться поводом для обращения в соответствующие органы.
Будьте бдительны и осторожны!
Координационный центр ВлГУ вместе с УМВД России по г. Владимиру подготовили
видеопамятку.