«Заметки психолога». Возвращаемся в колею?

Как вернуться к привычному укладу жизни после самоизоляции? Ответ – в материале профессора кафедры общей и педагогической психологии Гуманитарного института ВлГУ Александра Зобкова. Рубрика ведется в рамках работы Службы психологической поддержки при ВлГУ.

 

Колея на бездорожье жизни – одна из серьезных психологических проблем, с которой сталкивается человек в своей жизни. Как попасть в колею или как выйти из колеи – это вопросы, которые задают психологу довольно часто.

 

Сегодня наиболее актуальной выступает проблема, связанная с тем, как вернуться в старую «колею» жизни. Если за рулем автомобиля в условиях бездорожья попасть в колею легко, а выйти из нее сложно, то в психологии – наоборот – попасть в колею – сложность. В жизни обычно приходится пробивать свой, новый, путь.

 

Вернуться к привычной, старой жизни всегда сложно и далеко не всегда реально.

 

Человек сталкивается с подобной ситуацией часто: отпуск, болезнь, иные обстоятельства, прерывающие привычную, устоявшуюся жизнедеятельность. Обычно такие обстоятельства касаются конкретного человека лично, но в нынешних условиях – это системная проблема, касающаяся большинства граждан нашей страны и населения планеты в целом. В этой связи личностное переживание сложности возвращения к привычному может нивелироваться тем, что это не «моя» проблема, а проблема большинства. Да, конечно, это так. Но «Вы» – не большинство. Ваш внутренний мир и ваша жизнь уникальны, а значит , это ваша личная проблема! Тот факт, что с подобной ситуацией столкнулись многие, «снижает градус» личностного накала и облегчает восприятие ситуации, при этом ситуация для человека остается сложной.

Поэтому первая и основная рекомендация:

не стоит себя сравнивать с другими и судить о своей жизни по ситуации в жизни других людей; живите здесь и сейчас своими интересами и возможностями; планируйте, исходя из своих перспектив в реальных условиях; смотрите на себя со стороны; ставьте перед собой цели, конкретизируйте их реальными задачами, контроль выполнения которых объективен для вас и поддается фиксации в дневнике, календаре, например.

 

Сегодня популярна фраза «уже не будет, как раньше». Отмечу, что никогда не бывает, как раньше. Новый виток личной или общественной истории всегда уникален. Не зря наши мудрые предки говорили: «Нельзя войти в одну реку дважды». Река меняется каждую единицу времени, она течет, как и жизнь. В этой связи, казалось бы, при возвращении в старые условия мы всегда находим новое. Вернулись к «нормальной» жизни после самоизоляции – условия поменялись. Как внутренние, так и внешние условия. В этих условиях старое становится новым. Следовательно, в новых условиях, какими бы старыми они ни казались, успешность жизнедеятельности зависит от успешности синтеза прошлого и нового опыта.

 

В одной из прошлых заметок мною был поднят вопрос личностной борьбы.

«Жизнь – борьба».

Достижение личных и социальных вершин зависит от того, как мы побеждаем себя в новых обстоятельствах. В психологии есть такое понятие, как толерантность к неопределенности, и связанная с ней проблема адаптации (дезадаптации) личности к условиям неопределенности. Сегодняшние обстоятельства представляют из себя неопределённость – неясность в будущем, многозначность продуцируемых стимулов. Толерантность к неопределенности – это личностная черта. Кто-то лучше справляется с неопределенностью, кто-то хуже. Но так или иначе, тем и другим может быть полезным знакомство с правилами борьбы с неопределенностью.

 

Правила борьбы с неопределенностью

1. Составьте план на новый день с вечера и реализуйте его без принятия новых задач (если эти задачи не имеют объективного приоритета для личности).

2. Если сегодня задача не решена, а решение ее еще актуально, выполните ее завтра.

3. Приходящие задачи, схожие по уровню значимости, необходимо решать не по принципу стека, а по принципу очереди: задача последней пришла – последней решена.

4. Принимайте решения, только исходя из ВАШИХ (личных или профессиональных, учебных) текущих и перспективных интересов, руководствуясь прагматизмом. Старайтесь рефлексировать, чьи интересы вы реализуете – свои или чужие. Если чужие, то проанализируйте, как они соотносятся с вашими, и, если – никак, переключайтесь на свои задачи.

5. Будьте ресурсными, не используйте других людей как ресурсы без соответствующей «платы» или сообщите другому человеку, как важны его ресурсы для вас (знания, умения, поддержка, тепло, доброе слово и т.д.). Если своих ресурсов не хватает, то попросите. Это позволит решить множество проблем в текущих и будущих взаимоотношениях с людьми, обеспечит расположение к вам со стороны других людей и возможность существовать в вашей ситуации неопределенности благодарно, используя силу других людей.

6. Будьте ресурсными. Используйте «свой источник энергии». В ситуации неопределенности люди идут на свет, как мотыльки, свет того, кто «с фонариком» , субъективно уверен в себе и идет «по правильной дороге». Помните, что людям свойственно ошибаться. Создайте для себя «фонарик»: сомневайтесь, перепроверяйте, мыслите критически, не идите «на свет чужого фонарика не озираясь по сторонам».

  

Профессор кафедры общей и педагогической психологии Гуманитарного института ВлГУ Александр Зобков.

 

 

Служба психологической поддержки ВлГУ – совместный проект кафедры общей и педагогической психологии ГумИ и управления по воспитательной работе и связям с общественностью.