1. Продуктивная нейроактивность - залог успеха в учебной деятельности!
2. «Если хочешь быть здоров» и продуктивен в учении… (заметки медицинского психолога).
3. Подумаем вместе: как продуктивно организовать учение в период сессии на основе заботы о здоровье.
Подходит к завершению осенний семестр, не за горами зимняя сессия. Для многих студентов это период особенно напряженной работы. Однако напряженная работа – еще не гарант высокого результата. Как же сделать так, чтобы усилия и время расходовались не вхолостую, а с максимальной отдачей? Как студенту грамотно организовать свою учебную деятельность, чтобы она была более эффективной?
Найти ответ на этот вопрос могут помочь, в частности, некоторые знания из области нейропсихологии. Известно, что для осуществления организованной, целенаправленной деятельности необходимо поддерживать оптимальный тонус коры головного мозга.
Известный отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия выделял три источника активации блока мозга, отвечающего за регуляцию тонуса и бодрствования:
1) обменные процессы;
2) внешние раздражители (приток информации);
3) намерения и планы.
Имея в виду эти три источника активации коры головного мозга, мы можем понять, как следует организовывать свою деятельность, чтобы чувствовать себя бодрее, активнее и тем самым создать благоприятные условия для повышения продуктивности деятельности.
Важнейшие процессы, обеспечивающие продуктивную работу мозга, – это кислородный обмен и углеводный обмен. По потреблению кислорода и глюкозы мозг занимает первое место среди крупных органов человека. Поэтому для эффективной учебной деятельности необходимы свежий воздух и правильное питание.
Как показывает практика, учебные аудитории проветриваются редко и мало, особенно в холодное время года. Нередко уже вскоре после начала занятия у студентов появляется зевота, что, в частности, свидетельствует о нехватке кислорода. Дома или в общежитии многие студенты тоже уделяют недостаточно внимания проветриванию комнаты. Конечно, зимой постоянно держать открытым окно не получится, но проветривать помещение во время перерыва необходимо. Здесь принцип простой: лучше потеплее одеться, но работать в проветренном помещении. Также отличный вариант – прогулка во время перерыва (и в любое другое удобное время).
Что касается питания, то в этом вопросе есть две крайности (особенно в период сессии, подготовки к экзаменам): совсем забывать про еду или постоянно что-то жевать. Как и в случае других крайностей, обе они вредны или, как минимум, неэффективны.
Длительный голод способствует наступлению нервного истощения, может вызывать головную боль. В свою очередь, еда с учебником или тетрадкой в руке, равно как и перед экраном компьютера, мешает усвоению информации. Некоторые люди привыкли заедать стресс, однако это малоэффективная и вредная (для здоровья и для деятельности) модель поведения. Вместо нее лучше применять психологические техники саморегуляции и совладания со стрессом, которых существует очень много. Их легко найти в интернете и выбрать на свой вкус.
Для продуктивной работы мозга пищу необходимо принимать относительно небольшими порциями. От переедания может клонить в сон, т.к. организму сначала нужно потратить энергию на переваривание пищи, и только потом от нее поступает новая энергия. При этом пища должна быть «нетяжелой» и сбалансированной (содержать необходимые для мозга белки, полиненасыщенные жиры, углеводы, витамины и микроэлементы).
Быстро активизировать мозговые процессы помогают так называемые быстрые углеводы. Их источником являются сладкие продукты. При этом нужно иметь в виду, что продукты с высоким содержанием простых углеводов, такие как конфеты и выпечка (их употреблять не рекомендуют), дают лишь кратковременный энергетический заряд. Из числа источников быстрых углеводов лучше употреблять шоколад с высоким содержанием какао (более 60%), фрукты и сухофрукты. Для более продолжительного поступления энергии для мозга их целесообразно дополнять продуктами, содержащими медленные углеводы – это необработанные крупы, цельнозерновой хлеб, бобовые. К числу продуктов, помогающих работе мозга, относятся также орехи (несоленые), яйца, жирная рыба, овощи.
Головной мозг очень чувствителен к нехватке воды.
По данным исследований, учащиеся школ, имеющие постоянный доступ к питьевой воде, лучше сосредотачивались и соображали, легче усваивали новую информацию и меньше страдали от головной боли. Для поддержания продуктивной умственной работы наиболее подходящими напитками являются вода (чистая питьевая или негазированная минеральная) и некрепкий зеленый чай. Не рекомендуется употреблять кофе, крепкий чай и колу. Данные напитки содержат кофеин, который, являясь психостимулятором, активизирует мозговые процессы. Однако за кратковременным периодом повышения работоспособности следует спад, что подталкивает к дальнейшему употреблению перечисленных напитков. При чрезмерном увлечении ими в долгосрочной перспективе получается незавидная альтернатива: постоянно жить «на допинге» или иметь дело с истощением нервной системы и искать пути его преодоления.
Еще одним средством активизации обменных, а значит, и мозговых процессов является физическая активность. Речь идет о легкой разминке, активизирующей кровообращение, а не об атлетической гимнастике и силовых упражнениях, после которых ощущается усталость. Двигательная активность во время перерыва помогает эффективно отдохнуть и восстановить работоспособность. Во времена СССР широко практиковалась производственная гимнастика и даже была одноименная радиопередача, которая транслировалась на всю страну.
О двух других источниках активации мозговой (и учебной) деятельности мы поговорим в следующем выпуске. Продолжение следует…
Старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии ГумИ, консультант службы психологической поддержки ВлГУ Сергей Шефов.
Для справки:
Рубрика «Заметки психолога» ведется в рамках работы Службы психологической поддержки при ВлГУ. Это совместный проект кафедры общей и педагогической психологии ГумИ и управления по воспитательной работе и связям с общественностью.