Учёные обсудили субъектно-ориентированный образовательный процесс: историю, теорию, инновационную практику

26 ноября в Педагогическом институте ВлГУ состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция по данной теме.

 

 

Всероссийские Лернеровские педагогические чтения с 1997 года традиционно проходят во Владимире по инициативе кафедры педагогики ВлГУ и лаборатории дидактики Института стратегии развития образования РАО (ранее – Институт общей педагогики Академии педагогических наук СССР, Институт теории и истории педагогики РАО), где в течение многих лет работал Исаак Яковлевич Лернер – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, ученый-дидакт, получивший мировое признание.

 

Темой конференции в этом году стал широкий круг проблем современного субъектно-ориентированного образовательного процесса в диалоге теории и практики. Участники мероприятия – ведущие отечественные ученые, преподаватели российских вузов и школьные учителя из Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Брянска, Белгорода, Омска, Хабаровска, Челябинска, Саранска, Шуи и Нижнего Тагила.

 

С приветственными словами к участникам конференции обратились проректор по научной работе и цифровому развитию Алексей Кучерик и директор Педагогического института Марина Артамонова.

 

Модератором конференции выступила д.п.н., профессор Елена Селиверстова, которая в конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ века выполняла свое кандидатское исследование под научным руководством И. Я. Лернера.

 

Ярким началом конференции стали выступления д,п.н., профессора, члена- корреспондента РАО, главного научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО Михаила Богуславского и д.п.н., старшего научного сотрудника, заведующей лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО Ирины Осмоловской, которые задали полемический тон предстоящим выступлениям.

 

Предметом заинтересованных научных дискуссий участников научно- практической конференции стали проблемы, чрезвычайно актуальные для развития как современной педагогической теории, так и образовательной практики. Это, в частности, исторические корни субъектно-ориентированной педагогики, обновление ценностно-целевых установок современного образования и их отражение в понятийно-терминологической системе дидактики, субъектная ориентация содержания и методов обучения в условиях информационно-образовательной среды, системные изменения в сфере технологической обеспеченности субъектно-ориентированного учебного процесса в школе и вузе, пути и средства реализации субъектно-ориентированного образовательного процесса будущих педагогов, культура памяти личности как базовое ядро субъектной позиции обучающегося.

 

В центре внимания участников обсуждений оказался вопрос об особенностях нынешнего этапа развития отечественной дидактики, перспективах ее дальнейшего развития по пути углубления теоретических и практико-ориентированных решений в контексте парадигмы субъектности. Также ученые говорили о целесообразности расширения системы дидактических понятий, с помощью которых можно описывать и объяснять те сущностные изменения, которые сегодня наблюдаются в инновационных образовательных практиках.

 

Участники конференции выразили благодарность организаторам за продуктивно организованную работу дискуссионной площадки, высокий уровень конференции и ее техническое сопровождение в формате видео-конференц-связи.

По итогам проведенной конференции будет издан сборник материалов с полнотекстовой постатейной индексацией в электронной базе РИНЦ. 

 

По информации кафедры педагогики ВлГУ