Создание национальной системы высшего образования обсудили на расширенном заседании Совета Российского союза ректоров

Заседание состоялось 19 апреля в Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ под председательством президента РСР, ректора МГУ Виктора Садовничего.

 

 

В мероприятии приняли участие глава Минобрнауки России Валерий Фальков, Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, а также руководители российских вузов. Владимирскую область представил член Совета РСР, председатель Совета ректоров владимирских вузов, и.о. ректора ВлГУ Анзор Саралидзе.  



Виктор Садовничий отметил, что развитие образования всегда занимает важное место в государственной повестке. Он напомнил, что в послании Федеральному Собранию Президентом России Владимиром Путиным 21 февраля поставлена задача по созданию национальной системы высшего образования.



«Главное — необходимо обеспечить, цитирую, традиционную для нашей страны базовую подготовку специалистов высшего образования. Для удовлетворения потребностей в экономике, в социальных отраслях в нашей стране необходима такая подготовка специалистов», — сказал он.


 

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил с докладом о подходах к формированию новой системы высшего образования в Российской Федерации.



Первая часть выступления касалась введения базового (основного) высшего образования сроком обучения от четырех до шести лет вместо бакалавриата и специалитета. Министр отметил, что пора уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень — базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами.



«Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения Президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности», — отметил министр.



При реализации программ базового (основного) высшего образования должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров.

Сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно.



Особое внимание глава Минобрнауки уделил трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования.



«Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)», — подчеркнул министр.



Введение специализированного высшего образования включает следующие изменения:

— поступление возможно только после окончания базового (основного) высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно;

— необходимо усовершенствовать процедуру приема: программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования;

— специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест;

— предусматривается введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний тип может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей.



Глава Минобрнауки России обратил внимание, что все озвученные им предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц.


 

Президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий в своем выступлении подчеркнул, что главное конкурентное преимущество отечественной системы образования, её основополагающий принцип – фундаментальность. Но безусловно важным является и опыт последних десятилетий. Проверенная временем фундаментальность может успешно сочетаться с необходимой гибкостью и вариативностью образовательных траекторий, с учётом потребностей рынка труда.


По его словам, для удовлетворения потребностей в экономике, социальных отраслях нашей страны необходима фундаментальная подготовка высококвалифицированных специалистов. Это касается всех профессиональных областей, и прежде всего приоритетных направлений российской экономики (инженерные, генетические, промышленные технологии, энергетика, цифровая трансформация, информационная безопасность и др.), сфер здравоохранения и педагогического образования.


Виктор Садовничий отметил, что при определении оптимальных путей дальнейшего развития российской системы высшего образования необходимо прежде всего исходить из следующих принципов:


— сохранение и развитие признанных в мире традиций российской и советской образовательных систем, с учётом положительного опыта последних десяти лет;

— фундаментальная подготовка высококвалифицированных специалистов в рамках специалитета со сроком обучения не менее 5 лет;

— узкая специализация в рамках магистратуры;

— обеспечение всех прав выпускникам вузов, принятым на обучение по действующим образовательным программам.


В Год педагога и наставника особое место в актуальной повестке занимают вопросы воспитания. Российский Союз ректоров будет держать это в фокусе своего внимания, наполнять эту важную работу современным содержанием и эффективными технологиями. Сейчас особенно обращают на себя внимание вопросы психического здоровья и психологического благополучия студентов. Необходимым элементом вузовской жизни становятся психологические службы, помогающие студентам и сотрудникам. Напомним, что в ВлГУ с 2020 года работает служба психологической поддержки. Консультации бесплатные и анонимные.


Говоря об основных задачах развития аспирантуры, глава РСР подчеркнул главное – переход аспирантуры от третьего уровня высшего образования к первой ступени научной и педагогической работы молодого учёного. Он также обратил внимание на важность расширения форм материальной поддержки аспирантов, позволяющих сконцентрироваться на подготовке диссертации.


Российский Союз ректоров с момента своего основания уделял большое внимание развитию международного сотрудничества российских вузов. В последнее время одним из наших приоритетов стало развитие международных межвузовских ассоциаций, различные формы сетевого сотрудничества. Отметим, что совсем недавно, в марте этого года, состоялся 10-дневный официальный визит делегации ВлГУ во главе с ректором Анзором Саралидзе в Китай. С тремя китайскими институтами наш университет реализует совместные образовательные проекты по подготовке инженерных кадров. В планах расширение сотрудничества и развитие академического и культурного обмена.


Отдельно глава МГУ остановился на проблеме экспериментов с искусственным интеллектом и возникающих при этом рисках. Среди них Виктор Садовничий отметил следующие: мотивация при принятии решений смещается из моральной области в рационально-математическую; снижается средний уровень образованности населения, в частности, вследствие использования в средней и высшей школе результатов деятельности искусственного интеллекта и представления их как собственных; растёт объём недостоверных данных, фальшивых сведений, сгенерированных нейросетями, которые можно использовать в различных интересах, в том числе в антигуманных целях.

 

«Образование – это один из ключевых ресурсов, необходимых для успешного развития страны в современных условиях, для обеспечения её национального суверенитета. У нас есть всё необходимое для успеха, для дальнейшего совершенствования системы высшего образования. Это – позитивный многолетний опыт отечественной – советской и российской – высшей школы, которая основана на фундаментальном образовании и достижения которой признаны во всём мире. Это – опыт последнего десятилетия, из которого мы уже извлекли необходимые уроки: знаем, что надо сохранить и от чего отказаться. Это – профессионализм и проверенное временем единство ректорского корпуса, наша неизменная готовность работать на благо России, во имя будущего. У нас есть поддержка со стороны тех, кто в руководстве занимается высшей школой», заключил Виктор Садовничий.


 

В завершение обсуждения темы создания новой национальной системы высшего образования выступил Помощник Президента России Андрей Фурсенко. Он обратил внимание, что при создании национальной системы высшего образования нужно учесть мнение работодателей, студентов, быть в диалоге с профессорско-преподавательским составом.

Также он обратил внимание собравшихся на важность сохранения в новой системе высшего образования баланса фундаментальных знаний и практической работы: «Необходимо, чтобы, получая базовое высшее образование, студента ждали на предприятии, где он бы мог закрепить, завершить свое образование практическими навыками».

 


 

Также на заседании обсудили предложения по расширению применения рейтинга «Три миссии университета».

Объединенная рабочая группа РСР, РАН И РАО подготовила ряд предложений. В частности, учитывать результаты рейтингов «Три миссии университета» при мониторинге вузов, распределении государственного задания на науку, участии в конкурсах грантов Российского научного фонда и проведении конкурса контрольных цифр приема.


В ходе обсуждения также было отмечено, что сегодня в приоритете развития международного сотрудничества в сфере высшего образования — укрепление связей с дружественными странами, прежде всего в рамках организаций БРИКС, ШОС, ЕАЭС. Исходя из этого было предложено использовать рейтинги «Три миссии университета» для позиционирования вузов России и их филиалов за рубежом, а также в качестве ориентира для иностранных абитуриентов, поступающих в российские вузы.


Напомним, что ВлГУ занимает 2 место в локальном рейтинге вузов ЦФО «Три миссии университета». Рейтинг составляется агентством RAEX при поддержке Российского союза ректоров и информационном содействии Минобрнауки России – по округам. В Центральном федеральном округе самая высокая конкуренция: 88 вузов-участников. Вузы оценивают по трем основным миссиям: образование, наука и взаимодействие с обществом.


 

Материалы по теме:

Статья на сайте Минобрнауки;

Выступление главы РСР на заседании Совета;

Фотографии: пресс-служба МГУ