В мероприятии приняли участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, более 200 ректоров ведущих университетов страны, в том числе МГУ, МФТИ, СПбГУ, ИТМО, ДВФУ, а также представители Яндекса, Mail.ru, Сбера, X5 Retail Group, РЖД, Аэрофлота и Росатома. Ректор Владимирского госуниверситета Анзор Саралидзе присоединился к совещанию в онлайн-формате.
Встреча была посвящена вопросам развития сферы высшего образования в части подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей цифровой экономики.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил по итогам совещания, что задача ректоров обеспечить качественную подготовку кадров, актуализацию образовательных программ, вести инновационную деятельность и формировать полноценную стратегию развития университета:
«На встрече обсуждались очень важные вопросы, в том числе и подготовка Стратегии социально-экономического развития, которой занимается сейчас Правительство. И основа ее – это, конечно, кадры. И очень важные решения были приняты. Основные изменения, касающиеся стандартов образования, создания цифровых образовательных модулей по всем направлениям, должны быть сделаны до следующего цикла обучения. Это сложная, амбициозная задача, мы отдаем себе отчет в том, что это будет непросто сделать, но именно такой темп нам задают текущие задачи, которые поставил Президент перед Правительством».
Участники обсудили возможности консолидации системы высшего и среднего профессионального образования и потребностей индустриальных компаний для обеспечения приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, владеющими ИТ-компетенциями.
На совещании были подведены итоги стратегической сессии министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, федеральных учебно-методических объединений, ведущих отраслевых и ИТ-компаний.
По словам Валерия Фалькова, федеральные государственные образовательные стандарты в самые короткие сроки будут изменены. Но при этом, по мнению главы Минобрнауки России, важно сохранить баланс:
«Сфера ИТ очень динамичная, и университетам сейчас нужно готовить большое количество кадров. Мы увеличиваем бюджетные места: с 2019 по 2024 годы запланирован рост в 2 раза. Но хорошие кадры для ИТ – это всегда фундаментальная подготовка, прежде всего, по математике. Россия славится специалистами в области ИТ, у нас очень хорошие математические школы. Важно соблюсти баланс: изменить стандарты и сохранить при этом лучшие традиции фундаментального образования».
На сессии обсудили стратегические инициативы, подготовленные для будущей фронтальной стратегии социально-экономического развития России до 2030 года. Список инициатив: программа «Приоритет 2030»; проекты «Делаем науку в России», «Платформа университетского технопредпринимательства», «Повод для гордости: массовая основа инновационной системы», «Экспансия российского образования», «Сетевые программы научно-технологического прорыва», «Новое инженерное образование».
В ходе совещания были утверждены программы дополнительного профессионального образования, по которым повышение квалификации к 2024 году пройдут не менее 30% профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, готовящих студентов для приоритетных отраслей экономики, и не менее 70% преподавателей ИТ-направлений подготовки. Утверждены списки рекомендуемых к тиражированию основных образовательных программ в 2021 году, перечень актуализируемых и разрабатываемых в 2021 году профессиональных стандартов.
Особое внимание на совещании было уделено развитию IT-навыков и в целом цифровизации. К решению этих задач, как рассказал ректор Анзор Саралидзе, наш университет активно присоединился. Так, ВлГУ участвует в реализации и федерального, и регионального проекта «Кадры для цифровой экономики». Вуз готовит специалистов по профильным направлениям и в партнерстве с работодателями актуализируем рабочие программы; постоянно модернизирует учебную и научную базу. Студенты ВлГУ участвуют и побеждают в профильных конкурсах (УМНИК-VR/AR и др.), фестивалях, сами организуют мероприятия, например, соревнования по CTF.
В 2020 году ВлГУ принял участие в государственной системе предоставления персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций цифровой экономики. Авторские коллективы вуза подготовили три программы дополнительного профессионального образования. Также университет подключился к выполнению работ по развитию кадрового потенциала электронной промышленности, обеспечению подготовки, развития и управления кадрового ресурса отрасли. В числе задач большого проекта – создание на базе ВлГУ научно-образовательного центра компетенций по развитию кадрового потенциала электронной промышленности.