Проблема самоидентификации «Свой-чужой-другой» при формировании толерантности в молодежной среде

О том, как в многонациональном обществе не допустить развития социальных конфликтов, рассуждает в своей статье Микаэль Ахмедов – доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института, руководитель Центра правового просвещения, формирования толерантности, противодействия экстремизму и коррупции при ВлГУ.

 

Россия – многонациональная страна. Её население насчитывает более 144 миллионов человек, около 180 различных национальностей (Всероссийская перепись населения 2015 года) и 70 религиозных конфессий. По официальным данным Росстата за 2016 год, на территории РФ действует 27 тысяч религиозных организаций. При такой многонациональности повышается риск возникновения различных социальных конфликтов, которые создают напряжение в обществе и способны привести к нарушению федеративной целостности страны.

 

Высокая концентрация этносов, культур и религиозных конфессий требует особого подхода к регулированию процесса их взаимодействия как со стороны государства, так и со стороны общества. Необходимо очень серьёзно и продуманно решать вопросы развития института семьи, формирования национального менталитета, гражданского самосознания и патриотического воспитания, чтобы избежать социальных конфликтов.

 

Рассмотрим сложившуюся ситуацию через концепцию, давно укоренившуюся во многих социальных науках: «Свойчужойдругой». Этот феномен взаимоотношений представляет собой особый взгляд на общество, своеобразную психологическую установку.

 

На обыденном уровне восприятия «своё» – «чужое» – «другое» проявляется в процессе взаимодействия различных культур. Для многонациональной России коммуникация культур процесс довольно частый. «Свой» – это знакомый, принятый и близкий по духу; «чужой» – неизведанный, непонятный и опасный; а «другой» – это не «свой», но и не «чужой»«Другой» – это принципиально иной, отличающийся от «своего», но в отличие от «чужого» не несущий никаких угроз, а наоборот, вызывающий неподдельный интерес. Главная проблема заключается в том, что человек чаще всего останавливается на делении «свой–чужой», так и не дойдя до понимания «свой–другой».

 

Почему же человек совершает такую ошибку и как преодолеть её? Рассмотрим эти вопросы по порядку и более детально.

 

Ещё в начале ХХ века немецкие психологи Эрих Фромм («Здоровое общество») и Эрик Эриксон («Идентичность: юность и кризис») установили, что у человека существует врождённая потребность в принадлежности, в обретении чувства тождественности с какой-либо социальной группой. Такую же необходимость выделяет американский психолог Абрахам Маслоу («Мотивация и Личность») в своей знаменитой «Пирамиде потребностей человека».

 

Именно этнос как наиболее устойчивая социальная группа обеспечивает удовлетворение этой самой потребности. С самого рождения человек оказывается в определённом этносе, где воспитываются те или иные культурные, нравственные и духовные ценности. По мере взросления, а соответственно, и по мере восприятия этих ценностей индивид начинает относить себя к определённой группе, тем самым формируя своё этническое самосознание. Черты, присущие своей культуре, он воспринимает как естественные и эталонные, а всё, что им не соответствует, – приобретает негативный, опасный, чуждый окрас. Сталкиваясь с представителем иного этноса, человек оценивает его традиции, ценности и нормы через призму воззрений своей культуры. Этот процесс называется «этноцентризмом» (Ю.В. Платонов  «Этнопсихология»). Именно он формирует понятие «свой» – «чужой». Взгляд на мир через концепцию «свой» – «чужой» создаёт твёрдую почву для формирования интолератных, асоциальных и экстремистских настроений в обществе. Индивид, ставящий свои ценности и нормы выше других, обрекает себя на конфликты с представителями другой культуры, этноса. Это недопустимо в условиях многонациональной России.

 

Понимание «свой» – «другой» образуется иначе и требует от индивида определённой подготовки и хорошего багажа знаний. Для преодоления понятия «чужого» и превращения его в «другого» необходимо приложить некоторые душевные и интеллектуальные усилия. Имеется в виду попытка понять глубинные причины непохожести «другого» на «меня» и «своих». Индивид должен познакомиться, а в идеале глубоко изучить ценности представителя «чужой» культуры. В таком случае «чужое» становится «другим» и вызывает у субъекта не отчуждение и агрессию, а заинтересованное внимание, понимание и, возможно, симпатию.

 

Следует отметить, что не всё «чужое» может стать «другим». В мире всегда будут существовать принципы, идеалы и нормы, противоречащие сразу всем человеческим ценностям. Ярким примером может послужить идеология «ИГИЛ» (запрещённой в России организации). Ценности представителей данной группировки априори будут являться «чужими» для нормального, социализированного индивида.

 

Преодоление барьера «свой» – «чужой» является необходимостью и залогом нормального функционирования социума. Для достижения этой цели, при воспитании и обучении нынешних и будущих граждан РФ государство и общество должны ставить следующие задачи:

 – развивать институт семьи, во всех направлениях, а главное – в воспитании ребёнка;

– формировать национальный менталитет, поощряющий диалог культур;

– воспитать гражданское самосознание, осознающее и принимающее многонациональность нашей страны;

– прививать любовь к Родине и стремление к сохранению и развитию национальных традиций.

 

Библиографический список:

1. Э. Фромм «Здоровое общество» и Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис» М.: Издательская группа «Прогресс» – 344с.;

2. А. Маслоу  «Мотивация и Личность». - СПб.: Евразия, 1999 – С.74;

3. Ю.В. Платонов  «Этнопсихология». – М.: Академия, 2012 – С.37;

4. Всероссийская перепись населения 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru;

5. Данные Росстата: «Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2015 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

 

Доцент ВлГУ Микаэль Ахмедов.