Преподаватель ВлГУ выступил на Всемирном конгрессе учителей истории

Форум прошел с 4 по 6 октября в Москве.

 

В пленарном заседании Всемирного конгресса приняли участие Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, министр просвещения России Сергей Кравцов и сопредседатель Российского исторического общества, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян.

 

Приветствие участникам конгресса направил Президент России Владимир Путин. «История занимает особое место в ряду школьных дисциплин, во многом формирует мировоззрение и кругозор молодых людей, играет определяющую роль в воспитании таких личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к Родине, чувство сопричастности к её судьбе. И здесь роль учителя, преподавателя гуманитарных дисциплин трудно переоценить», – подчеркивается в документе.

 

Форум объединил более 300 учителей истории из почти 40 стран и 60 регионов России. Владимирскую область представил старший преподаватель кафедры истории России Педагогического института ВлГУ Сергей Курасов, член Ассоциации учителей истории и обществознания.

 

Педагоги искали ответы на сложные вопросы: как говорить не всегда приятную правду о самых трудных вопросах истории и при этом воспитывать патриотов своей страны; как в океане информационного шума найти источники, достойные доверия; как, сосредоточившись на прошлом своего родного гнезда, не выпасть из мировой истории?

 

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил важность международного диалога по вопросам прошлого, так как национальные традиции систем образования порой имеют разные взгляды на одни и те же события в мировом контексте. Однако такие споры не стоит путать с политизированными оценками прошлого, они должны привести к конструктивному обмену образовательными практиками.

 

По мнению министра просвещения Сергея Кравцова, большим вызовом становится информационное общество, в котором история должна занять свое место, не став развлечением и сохранив свое стремление к объективности. 

 

Главная задача педагога, убежден председатель ассоциации «ЕвроКлио» Стивен Стежердс из Голландии, научить школьника «вежливо не соглашаться с мнением учителя, задавать критические вопросы, сталкиваться с неопределенностью ответов (когда нет источников), поставить себя на место других и рассмотреть альтернативные мнения».

 

Сергей Курасов выступил на секции конгресса «История в школе: Национальные традиции и инновации». Он представил коллегам проблему углубленного изучения истории. Преподаватель ВлГУ рассмотрел три стратегии: углубление/расширение знаний, профессиональное «ремесло историка» и историческая память, а также риски в современном образовательном процессе. Сергей Курасов поделился с коллегами опытом работы в школе № 15 г. Владимира, рассказал о соотношении базового и углубленного уровня. В ходе дискуссии участники поднимали вопросы УМК, а также диагностики результатов обучения.

 

В рамках конгресса прошел IV Всероссийский съезд ассоциации учителей истории и обществознания, где обсуждались острые проблемы преподавания истории в условиях внедрения Историко-культурного стандарта и ФГОС. С проектом резолюции можно познакомиться по ссылке.

 

Также состоялась встреча победителей Всероссийского конкурса учителей истории «История в школе: традиции и новации», который в 2020 году прошел в дистанционном формате. Участники обменялись своими впечатлениями по поводу конкурса и конгресса, а также обсудили возможности сотрудничества между регионами. Напомним, что Сергей Курасов занял первое место на конкурсе прошлого года. 

 

По информации кафедры истории России ПИ 

Источник фотографий: личный архив Сергея Курасова, сайт Российской газеты