Перспективы национальной системы высшего образования в РФ – главный вопрос расширенного заседания Совета Российского Союза ректоров

Заседание состоялось 2 июня в Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ под председательством президента РСР, ректора МГУ Виктора Садовничего.

 

В обсуждении вопросов развития образования и науки РФ приняли участие глава Минобрнауки России Валерий Фальков, президент Российской академии наук Александр Сергеев, депутаты Госдумы, представители ведущих вузов страны. Владимирскую область представил член Совета РСР, ректор ВлГУ Анзор Саралидзе.  

 

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков Opens external link in new windowподчеркнул, что высшее образование не может развиваться в отрыве от экономики, которая на данный момент переживает фундаментальные изменения. На этом фоне становится очевидна потребность в новом подходе к обучению инженеров и смежных специальностей. Для этого, по словам главы ведомство, необходимо восстановить проектирование, производство и обслуживание по тем технологическим кластерам, которые ранее зависели от импорта.


По словам Валерия Фалькова, главный запрос в адрес образования со стороны экономики — это гибкость. При этом министр указал на то, что современная классическая система подготовки 4+2 не позволяет выпускникам специалитета поступить на бесплатное место в магистратуру. Для адаптации к запросам рынка труда глава Минобрнауки РФ предложил рассмотреть другие варианты построения программ и дать выпускникам специалитета те же права, что и выпускникам бакалавриата.


«В значительной части педагогических вузов сегодня реализуется пятилетний бакалавриат с двумя профилями, потому что бакалавру можно бесплатно поступать в магистратуру, а специалисту нельзя. Давайте создадим равные условия. Сочетание хорошо знакомых форматов, уровней и практик можно сложить так, чтобы это соответствовало нашим интересам, отвечало на вызовы и позволило более динамично двигаться вперед», — отметил Валерий Фальков.


Более долгий срок подготовки дает возможность, не жертвуя профессиональным ядром, сформировать у специалиста так называемые мягкие навыки и обеспечить гуманитарными знаниями даже студентов технических специальностей. 


«Гуманитарный цикл высшего образования в рамках технической подготовки будет восстановлен в своих правах. Его первоочередная задача — сформировать личность российского интеллигента. Для нас немаловажно, что мы должны не только удовлетворять потребности экономики, но и заниматься формированием полноценной личности», — подчеркнул министр.


Одна из актуальных задач сегодня — по-новому посмотреть на знакомые элементы и сделать необходимые корректировки. В частности, отметил Валерий Фальков, нам нужно широкое осмысление института магистратуры. Она должна быть сосредоточена на тех площадках, которые могут ее обеспечивать, в том числе в тесной кооперации с технологическими партнерами и прикладными магистерскими программами.


«Управление такой сложной системой как образование требует периодической ревизии подходов, принципов, форм и механизмов. Именно сейчас мы можем ещё раз взглянуть на историю нашего образования, определить то лучшее, что в ней было, осмыслить результаты присоединения России к болонскому процессу, а также итоги нашей работы в последние десятилетия. Опираясь на этот анализ и наши представления о современных вызовах и о будущем России, мы можем совершенствовать систему российского высшего образования. О необходимости ее модернизации, учитывая возросшие требования к профессиям в условиях нового витка развития науки и технологий, еще в 2021 году заявлял президент России Владимир Путин»,Opens external link in new windowотметил президент РСР Виктор Садовничий.

 

По его словам, при обсуждении структуры национальной системы высшего образования, отвечающей современным внутренним и внешним вызовам, гарантирующей приоритетное обеспечение национальных интересов государства и его граждан, важно учитывать необходимость продолжения лучших традиций российской и советской образовательных систем с учетом положительного опыта последнего десятилетнего периода. Целесообразно сохранять и курс на гармонизацию и сохранения взаимного признания систем образовательных квалификаций Российской Федерации и стран Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, других регионов мира. Важно обеспечивать привлекательность российской системы высшего образования для иностранных студентов. Также не следует забывать и о необходимости соблюдения прав выпускников вузов, принятых на обучение по действующим образовательным программам.

 

Opens external link in new windowРектор МГУ уверен, что национальная высшая школа должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований и преподавания, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, возможности получения дополнительных квалификаций, баланса фундаментальности образования и прикладного результата.

 

Для того чтобы добиться этого, Виктор Садовничий предложил расширить практику обучения по программам специалитета в высокотехнологичных и имеющих общественно-государственное значение отраслях экономики, закрепить модель обучения по программам интегрированной магистратуры в наукоемких отраслях, а также обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы «бакалавриат плюс магистратура» для отдельных областей образования и подготовки иностранных специалистов. Все три формы, безусловно, должны иметь возможность продолжения обучения в аспирантуре.

 

Ректор МГУ предложил коллегам открыть дискуссию на уровне университетских сообществ и корпораций, обсудить в рамках укрупненных групп специальностей принципы и направления трансформации российской высшей школы в современных условиях, а итоги обсуждения предложить вниманию всех членов РСР на его очередном съезде.

  


Материалы по теме:

– Opens external link in new windowСтатья на сайте РСР,

– Opens external link in new windowСтенограмма совещания на сайте Минобрнауки.

– Запись видеотрансляции Opens external link in new windowв группе ВКонтакте.

– «Будут и бакалавриат, и магистратура», Opens external link in new windowинтервью министра В. Фалькова. 

– Развитие системы высшего образования в стране в современных условиях. Opens external link in new windowЗаседание профильного комитета Совета Федерации.