«Педагогика Льва Толстого: как возможен диалог?»

Всероссийский семинар с международным участиемна эту тему состоялся в нашем вузе 21 и 22 ноября. Его организаторами стали преподаватели и студенты Педагогического института ВлГУ, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и Томского госуниверситета.

 

Семинар объединил 200 участников из разных регионов России (Владимир и Владимирская область, Томск, Тула, Москва, Московская область, Иркутск, Симферополь, Воронеж, Ханты-Мансийск, Йошкар-Ола и др.), а также педагогов из Израиля, Грузии и Греции.

 

На семинаре выступили заведующий кафедрой педагогики и психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова Михаил Лукацкий и  почетный профессор той же кафедры Наталья Кудрявая, автор  трех книг про Толстого, также она участвовала в издании трудов писателя на хинди, арабском и испанском языка. 

 

В первый день участники рассмотрели работу с детскими вопросами в яснополянской школе и современный опыт, «Метод примера» в развитии личностного потенциала детей (в контексте «Круга чтения» Л.Н. Толстого), размышляли, цитируя Толстого, обсуждали особый уклад начальной школы и учебной жизни по материалам очерков «Яснополянская школа». Эти темы освещали Зоя Монасевич — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ПИ, разработчик проекта «Свободная педагогика Толстого в школе «Эврика — развитие»;  Каринэ Брешковская и Елана Панферова  — доценты кафедры психологии и педагогики ТГПУ; Людмила Долгова — эксперт НОМЦ   ТГПУ, разработчик проекта «Свободные классы Толстого» в школе «Эврика-развитие» (Томск), соавтор рабочих тетрадей и книги «Школа Толстого: путь к осмысленному образованию»; Евгений Волошина — разработчик проекта «Свободные классы Толстого» в школе «Эврика-развитие» (Томск).


Во второй день обсудили диалог как главный прием Льва Толстого (на материале статьи «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят») и актуальные педагогические идеи писателя.

 

После теоретической части шла работа в шести группах. Первая группа рассмотрела тему «Свободная педагогика для подростков из опыта школы «Эврика — развитие» г. Томска». Вторая группа посвятила свою работу наследию Л.Н. Толстого в развитии творческих способностей детей на примере реализации проекта «Путешествие в мир Л.Н. Толстого: урок — прогулка с детьми до скамейки писателя». Третья группа изучила актуальность методических взглядов Л.Н. Толстого при обучении арифметике. Четвертая группа проанализировала учебные тексты «Азбуки» и «Новой азбуки» Л.Н. Толстого. Пятая группа рассмотрела методические идеи, заложенные в «Русских книгах для чтения». Шестая группа разбиралась с организационно-управленческими условиями свободной начальной школы.

 

На подведении итогов участники отметили значимость идей Льва Толстого, важность духовно-нравственного воспитания через учебные книги писателя и ценность современных наработок педагогов, которые опираются на взгляды и идеи Льва Николаевича.