Организатор диалога на равных – Координационный центр Владимирского государственного университета.
Иосиф Линдер – доктор юриспруденции, автор 45 книг, в том числе о разведке, президент международной контртеррористической ассоциации, которая обучает и готовит сотрудников спецслужб. Он рассказал об истории Службы внешней разведки России и нелегальной разведки, первой спецоперации, состоявшейся ещё при Иване III, значение разведки для Российской империи и СССР.
Студенты и преподаватели ВлГУ смогли задать вопросы по тематике научных и творческих работ гостя, узнали его мнение по актуальной геополитической повестке, обсудили проблему обеспечения безопасности в современном обществе.
Современный терроризм молодеет, особенно в киберсреде
С чем это связано, Иосиф Линдер обсудил со студентами Юридического института ВлГУ.
У молодого поколения более острый ум. Следующее поколение в киберпространстве будет делать всё на порядок быстрее.
Ребята, вовлеченные в интернете в группы экстремистской и террористической направленности, не до конца понимают, что делают противозаконные вещи. Для них это игра. Подросток обладает огромным потенциалом и очень маленькой критикой.
Иосиф Линдер привел пример: «Многие террористические группы за рубежом: в Африке, в Латинской Америке, в Азии – они из 8-9-летних ребят за 2-4 года готовят шикарные террористические группы. У них нет тормозов и ответственность минимальная. Совершенно другой моральный груз, ребенок играет, для него это как «стрелялки» в компьютерной игре».
Иосиф Линдер дал 3 совета, которые помогут противодействовать идеологии экстремизма и терроризма в киберсреде:
1. Соблюдать информационную гигиену.
2. Развивать критическое мышление.
3. При получении информации, которая кажется подозрительной, похожей на фейк, с элементами недосказанности и наполненной эмоциями, всегда искать первоисточник.
Знание истории помогает в профилактике негативных явлений
Эту тему затронули со студентами Педагогического института. Будущие учителя истории, физики и математики, показали хорошие знания, активно включились в дискуссию.
Поговорили об истории разведки, значении исторической правды и «войне смыслов»: не всегда то, что мы видим, является действительностью, не всегда действительность – это то, что мы видим.
Знание исторических фактов и закономерностей позволяет понять современную геополитическую систему, то, как она устроена, как меняется и кому выгодны изменения.
Механика распространения негативных инфоповодов и фейков
Информация, которую мы читаем и смотрим в соцсетях, инициирована человеком. Но реализовать ее появление можно с помощью цифровых инструментов, в частности интернет-ботов. Это технологический элемент, позволяющий многократно увеличить информационный поток. В соцсетях боты обычно имитируют поведение пользователя (человеческое общения) или заменяют его. Они автоматизированы, а потому работают намного быстрее, чем пользователи. Нужны, например, для автоматического написания сообщений, отстаивания идей.
Использование в сети искусственного интеллекта позволяет не только вести диалог, но и выбирать соответствующий информационный поток, отсеивать, троллить. А когда нужно, подключается человек-куратор.
Тему распространения негативных инфоповодов на площадке «Открытый диалог» продолжила эксперт КЦ ВлГУ Анна Юдина, доцент кафедры общей и педагогической психологии вуза.
Основные тезисы:
– В самую большую и абсурдную ложь легче всего верят.
– Многие люди читают информацию, реагируют на нее эмоционально, но реже анализируют и обращаются к первоисточнику.
– Общая сумма реакций создает впечатление, впечатления создают мнения, мнения создают панику.
Для справки:
Формат открытого диалога способствует формированию у молодежи активной гражданской позиции, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействию идеологии терроризма и профилактики экстремизма.
Открытые дискуссионные площадки в ВлГУ будут проходить в течение всего учебного года. Гостями станут лидеры общественного мнения. В частности, они поднимут темы: профилактика экстремистских настроений молодежи, связанных с деформацией исторической памяти (неофашизм), формирование правового сознания, гражданской идентичности и неприятия идеологии терроризма.