Студентам и преподавателям ВлГУ представили федеральный проект «100 дат российской идентичности»
Федеральный эксперт напомнил студентам и преподавателям университета о содержании понятия «идентичность», перечислил ключевые инициативы государства в сфере исторического просвещения, сохранения традиционных ценностей, отметив ключевую роль образования в этом процессе. Проект основан на взаимодополнении трех компонентов: исторического, гражданского, ценностного. К задачам проекта авторы относят укрепление общероссийской гражданской идентичности, популяризация исторического и культурного наследия народов РФ, развитие патриотизма, лидерства, гражданской солидарности и традиционных ценностей.
Тематический вариант календаря «100 дат российской идентичности» сгруппирован в 10 блоков, посвященных различным аспектам исторического прошлого России. Игорь Осипов отметил, что события, включенные в календарь, повлияли на ход истории нашего многонационального государства. Все даты разделены на десять блоков, посвященных различным аспектам исторического прошлого России.
Проректор по воспитательной работе и молодежной политике ВлГУ Оксана Ерашова отметила, что события, включенные в календарь, отражаются в плане воспитательной работы вуза. Сотрудники университета совместно с координационным центром проводят семинары, открытые диалоги, интерактивные выставки и кинопоказы, посвященные историческим датам.
Также в ходе открытого диалога Игорь Осипов обратил внимание, что важным ресурсом для исторического просвещения являются региональные архивы, музеи, публикации в СМИ.
«События, включенные в календарь «100 дат российской идентичности», имеют общефедеральное значение и важны для каждого россиянина. Для подготовки и проведения мероприятий можно обращаться к архивным материалам, позволяющим пролить свет на события нашей истории и отразить связь с регионом», – считает эксперт.
В качестве примера на мероприятии привели информацию из региональных СМИ. Её можно использовать в профилактической и просветительской работе.
Так, при изучении международной обстановки накануне Карибского кризиса 1962 года (28 октября 1962 года завершилась его острая фаза, и эта дата включена в тематический календарь проекта, раздел «Россия и мир») можно использовать фрагменты писем летчика военно-воздушных сил США Пауэрса, который отбывал наказание во Владимирском централе.
В спецархиве во Владимире сохранилась копия переписки Пауэрса, в которой он выражает позицию в отношение событий на Кубе, какой, в сущности, придерживались и в СССР.
Из писем видно: фактически враг нашей страны капитан Френсис Пауэрс является противником гонки вооружений, холодной и, тем более ядерной войны.
«Подобная позиция американского летчика, – отмечается в публикации, – могла бы стать хорошим поводом, чтобы его земляки сегодня лишний раз задумались над теми же вопросами, которые когда-то волновали капитана Пауэрса».
Использование архивных материалов позволяет проводить мероприятия, отражающие региональную специфику.
В конце встречи студенты Гуманитарного, Юридического и Педагогического института предложили события, которые могут дополнить перечень «100 дат российской идентичности». А эксперт пригласил студентов ВлГУ принять участие в конкурсе научных работ. Подать заявку могут студенты бакалавриата (3 курс и старше), магистранты, аспиранты, молодые ученые.
Среди тем – многогранность российской культуры: традиции и современные тенденции; даты российской идентичности: события, повлиявшие на формирование самосознания российского народа; наш народ: социальные и психологические аспекты российского общества; регионы России: большое значение малой Родины. Прием заявок завершится 15 октября.
После открытого диалога в КЦ ВлГУ состоялось рабочее совещание с участием проректора университета Оксаны Ерашовой и ведущего научного сотрудника Института гражданской идентичности Игоря Осипова. Участники обсудили участие координационного центра ВлГУ в реализации проекта «100 дат российской идентичности» и перспективы дальнейшего сотрудничества с векторным центром – Институтом гражданской идентичности.
Сотрудники КЦ и представители вуза рассказали об опыте проведения мероприятий, приуроченных к важным событиям нашей истории, лучших практиках.
Среди практик были названы: приглашение на встречи ведущих экспертов, руководителей органов власти, НКО региона, привлечение федеральных спикеров; поиск новых форматов проведения мероприятий (кинопоказы, литературно-художественные композиции, интерактивные выставки); широкое информационное сопровождение мероприятий проекта, создание молодёжных медиапроектов (вуз и КЦ выступают как генератор медиаповодов, связанных с важными датами нашего прошлого).