RU   EN   FR   CN   DE  
Нашли ошибку на странице?
17.01.2019 12:21
Категория: События, Опорный вуз
Автор: отдел по связям с общественностью

Продлить жизнь автомобилю и сэкономить на его эксплуатации

Ученые ВлГУ создали уникальный фильтр для систем охлаждения двигателя и получили федеральную поддержку на продолжение работ.


 

 

Проект сотрудников «НТЦ «АвтоСфера» при ВлГУ» победил в конкурсе «Старт-1» Фонда содействия инновациям, итоги которого подвели в конце 2018 года. Название проекта – «Разработка конструкции инновационного высокоэффективного фильтра для систем охлаждения автотранспортных двигателей и формирование научно-технического задела для развития его промышленного производства».

 

Малое инновационное предприятие, созданное в 2018 году при ВлГУ, занимается производством и распространением инновационных фильтров охлаждающей жидкости, разработанных на кафедре «Тепловые двигатели и энергетические установки» Института машиностроения и автомобильного транспорта ВлГУ. Научный руководитель проекта и гендиректор предприятия – доктор технических наук профессор кафедры Сергей Драгомиров. В творческий коллектив входят выпускники – инженеры – и аспиранты кафедры. Все они в течение последних пяти лет ведут успешные исследования по совершенствованию систем охлаждения автотранспортных поршневых двигателей. Также в разработках участвуют студенты и магистранты кафедры ТДиЭУ.

 

«С момента появления системы жидкостного охлаждения (СЖО) существует проблема поддержания ее чистоты. Это крайне важно для нормальной работы автотранспортных поршневых двигателей. К сожалению, в современной науке и практике автомобильной индустрии она до сих пор радикально не решена, – объясняет актуальность разработок профессор Сергей Драгомиров и приводит следующие данные: – До 40 % неисправностей и отказов двигателей на автомобильной и тракторной технике приходится на СЖО. Проблема касается всех типов автомобилей. Но чаще неполадки возникают в двигателях автобусов, тяжелых грузовиков, тягачей, тракторов, лесотехнических и сельскохозяйственных машин. Причина тому – более сложные условия работы и большие нагрузки».

 

К основным неисправностям СЖО относятся различные течи, разрушение прокладок и сальников, ошибки в срабатывании термостатов, закупоривание проточных каналов радиаторов, блоков и головок цилиндров. Эти проблемы в значительной степени обусловлены наличием в охлаждающей жидкости загрязнений различной природы, которые появляются вследствие физико-химического взаимодействия охлаждающей жидкости с различными разнородными элементами и материалами СЖО.

 

«В ходе эксплуатации автомобиля в системе охлаждения из-за кавитации и различных химических процессов появляется коррозия, накипь на теплопередающих поверхностях, образуются мелкие металлические частицы и продукты разложения антифризов. В результате этого ухудшается передача тепла от нагретых деталей двигателя, что может вызвать его перегрев и снижение энергетических показателей и даже вывести из строя», – рассказывает научный руководитель проекта.

 

Применение абсолютно чистой охлаждающей жидкости практически невозможно, потому что всегда будут существовать производственно-технологические и эксплуатационные условия, способствующие образованию загрязнений. По мнению авторов проекта, кардинальным решением этой проблемы может быть установка высокоэффективного, надежного, простого и недорогого фильтра охлаждающей жидкости. Точное техническое его название – гидроциклонный фильтр-сепаратор охлаждающей жидкости. Гидроциклонные фильтры-сепараторы (ГФС), как поясняет Сергей Драгомиров, обладают целым рядом принципиальных достоинств: высокой производительностью и непрерывностью работы; предельно простой конструкцией, не содержащей подвижных элементов; низкой стоимостью; высокой эффективностью. У них практически неограниченный срок службы, повышенная надежность даже при тяжелых условиях эксплуатации, их легко установить в подкапотное пространство. Эти устройства не имеют фильтрующего элемента как такового.

 

Научный коллектив МИПа при ВлГУ создал и исследовал в лабораторных и реальных эксплуатационных условиях макетный и опытный образцы оригинального гидроциклонного фильтра-сепаратора охлаждающей жидкости. Алюминиевый вариант фильтра уже производится и установлен на нескольких десятках городских автобусов во Владимире. Разработка инженеров из ВлГУ не имеет прямых аналогов ни в России, ни за рубежом. Оригинальность технического решения, положенного в основу данной конструкции фильтра, подтверждена патентом РФ на изобретение.

 

По проекту, поддержанному программой «Старт», авторы оптимизируют конструкцию пластикового варианта фильтра на основе компьютерного моделирования и лабораторных экспериментальных исследований, создадут методику инженерного расчета фильтра. Главное – будет разработан типоразмерный ряда ГФС для двигателей различной мощности и назначения и подготовлен комплект конструкторской документации для производства пилотной партии фильтров из пластика. Пилотную партию пластиковых фильтров для опытной эксплуатации планируют установить на городских автобусах во Владимире.

 

Размер гранта по конкурсу «Старт-1» (первый этап программы) составляет 2 млн рублей, реализация проекта рассчитана на один год.